В древнем Китае поклонялись более 200 богам и богиням, но если пересчитать каждое божество или дух, их было бы более 1000. В каждом городе, деревне, городе, поле, ферме, а иногда даже на отдельном участке на кладбище был свой Туди Гонг, элементарный земной дух, которого признавали и почитали. Читайте дальше на нашем сайте bungary.ru

О самых популярных богах и богинях Древнего Китая

Боги Древнего Китая

Были также духи, известные как Гуй-Шен, духи природы, умевшие населять дерево, жить у ручья или править садом. Это были вечные духи, которые никогда не были смертными, но другие, известные как гуэй (или куей, гуй, куи), когда-то были людьми, но умершие и ушедшие в загробную жизнь. Guei может вернуться, чтобы преследовать жизнь по разным причинам: ритуалам, заклинаниям и религиозным практикам, разработанными, чтобы успокоить их.

Были ещё божества, которые когда-то были смертными, а теперь живут с богами, например, Баксиан (Па Сянь), Восемь Бессмертных святых даосов, награжденных богиней Королевой-Матерью Запада бессмертием. Па Сянь молился, как любой из других богов и предков, прошедших через мост между землей живых и царством мертвых, чтобы жить среди богов, наблюдая за жизнью.

Считалось, что боги создали мир и людей; они поддерживали функционирование мира и окружающей вселенной. У каждого божества была своя особая сфера силы и влияния, а наиболее важные из них имели свои святилища и храмы, хотя святилища также возводились местным духам, а также знатным мужчинам и женщинам, которые становились обожествленными после смерти.

Эти божества жили во дворцах и замках высоко над людьми среди таких мест, как горы Куньлунь, гора Тай, Нефритовая гора и гора Пэнлай, считавшаяся мистическим островом загробной жизни где-то далеко среди моря. Несмотря, что они считались далекими, они по-прежнему имели ежедневно связь с человеческой жизнью, наблюдая, даже отслеживая хорошие и плохие дела людей. У каждого из божеств была своя собственная роль в жизни людей и деятельности мира, от самых сокровенных моментов до событий национального значения, таких как крах династии.

Все боги, богини, включая духов, имели очень важное значение для людей древнего Китая, оставаясь таковыми сегодня, а выбор определенной небольшой группы не учитывает многих-многих других, остающихся столь же значительными. Однако, можно выделить тех божеств, которые имели национальную известность, при этом, являющиеся одними из самых старых или, без сомнения, наиболее популярными, что подтверждается древними письменами и свидетельствами археологических раскопок.

Перечисленные ниже боги и богини даны в том порядке, в котором они появляются среди китайских писаний. Скорее всего, такие божества, как Нува, Фуси и Пань Ку, признаны намного раньше, чем указывают письменные источники, но то же самое, вероятно, верно по отношению к большинству богов и богинь этого списка. Эти божества выбраны потому, что все они считались очень важны для людей древнего Китая, хотя некоторые из них более заметны в определенные периоды истории.

Дракон

Боги Древнего Китая

Дракон — самый старый символ божества, найденный в Китае. Символ дракона появляется на глиняной посуде, найденной на месте неолита в деревне Банпо, датируемой примерно 4500–3750 гг. до н.э. Дракон считался смесью энергий инь и ян, изначально являющейся уравновешивающей силой, мудрой, справедливой. Дракон Инлун был известен как Король Драконов, а также бог дождя и воды. Как бог моря, он известен как Хун Шен, поэтому ему регулярно молились моряки и рыбаки, но фермеры, которым нужен был дождь для выращивания урожая, также поклонялись Дракону. Он также представлен человеческим обликом, как мудрый человек с полным солнцем за головой, наблюдающий за лодкой, полной людей.

Шанти

Боги Древнего Китая

Шанти являлся верховным богом закона, порядка, справедливости и созидания. Он также известен, как Нефритовый Император, Желтый Император или Ю Хуан Шан-Ти, хотя иногда между этими именами проводятся важные различия, а Нефритовый Император может означать другое божество. Шанти считался великим предком всех китайцев, который дал людям культуру, архитектуру, боевые навыки, сельское хозяйство, управлял погодой, регулировал времена года, а также считался царем над другими богами, людьми и природой.

Ему поклонялись во времена династии Шан (1600-1046 г. до н.э.), когда он являлся обожествленным царем, правившим ок. 2697-2597 гг. до н.э., но был включен в мифическую либо полумифическую группу Трех Владык и Пяти Императоров, полубогов, правивших Китаем между c. 2852-2070 гг. до н.э. Во время династии Чжоу (ок. 1046-226 до н.э.) Шанти заменили концепцией Тянь (Небеса), но вновь появилось, как Шанти во времена Воюющих царств (476-221 до н.э.). Чжоу разработал концепцию мандата Неба, узаконившего власть определенной династии. Тиан судил, кто достоин править и как долго, а когда одна династия больше не подходила, она пала, а ее место занимала другая.

Королева-мать Запада

Prelesti-puteshestvija-1

Она была королевой бессмертных богов и духов, особенно женских духов мистической страны Сихуа («Западный цветок»), и богиней бессмертия. Она ещё известна, как Сиванму или Си-Ван-Му, жившей в золотом замке среди гор Куньлунь, окруженном рвом, настолько чувствительным, что даже волосы, упавшие на воду, могли утонуть. Этот ров служил защитой для ее Императорского Персикового сада, где соки плодов деревьев давали бессмертие.

Сиванму изображают красивой женщиной с острыми зубами и хвостом леопарда либо старой непривлекательной женщиной с горбатой спиной, зубами тигра и сказкой леопарда, в зависимости от ее настроения. Она наградила своих последователей вечной жизнью, но наказала тех, кто ее рассердил. Во времена династии Хань (202 г. до н.э. — 220 г. н.э.) ее культ был очень популярен, поэтому правительство построило для нее храмы. Она жена Мугонга, Повелителя духов, наблюдающего за мужскими духами страны Дунхуа («Восточный цветок»), но иногда ее считают женой Шангти.

Гуаньинь

Боги Древнего Китая

Гуаньинь была богиней милосердия и сострадания, ставшей покровительницей моряков и рыбаков. Изначально она была божеством среди жителей Индии, известной как Авалокитешвара, имя которой означает «Тот, кто смотрит на мир сверху вниз и слышит крики людей». Она попала в Китай из Индии через торговлю по Шелковому пути во времена династии Хань, при этом, оказалась настолько сострадательной, что воплотилась в образе девушки Мяошань, чтобы испытать жизнь, как человеческое существо, предложив служение другим. Отец Мяошань хотел, чтобы она вышла замуж за богатого священника. Мяошань отказалась выйти замуж, если брак не положит конец страданиям, вызванным болезнью, старением и смертью.

Когда ее отец сказал ей, что брак не может положить конец подобным вещам, она ответила, что врач может, но ее отец не хотел, чтобы она вышла замуж за человека такого скромного занятия. Ей разрешили посетить храм вместо того, чтобы выйти замуж, но ее отец позаботился о том, чтобы ей дали всю худшую работу, которую она выполняла с помощью ближайших животных, откликнувшихся на ее доброту. Затем ее отец попытался сжечь храм, но Мяошань тушила огонь голыми руками. Затем он казнил ее, но когда она попала в ад, она высвободила все добро, которое хранила внутри, превратив его в рай.

Царь мертвых, Господь Яма, отправил ее обратно на землю, прежде чем она разрушила его царство, а потом она жила на Ароматной горе, где наблюдала за людьми. Из своего горного дома она часто замечала людей, попавших в беду на своих лодках в море, и спасала их, благодаря чему она стала богиней-покровительницей моряков и рыбаков. Она считалась одним из самых популярных божеств во всем Китае, а мужчины и женщины обожали ее.

Ян Ван

Боги Древнего Китая

Ян Ван — бог смерти, король загробной жизни. Он величайший из всех Лордов Смерти, правящих регионами подземного мира. Он ещё известен, как Ян-Ванг-Йе, лорд Яма, лорд Яма король. Ян Ван председательствует над судом над душами, решая, будут ли они наказаны за свои преступления в жизни, будут ли они жить с богами либо будут перевоплощены.

В одной известной истории солдат по имени комендант Ян, причинивший много страданий и несчастий во время своей жизни, умер, представ перед судом Янь Вана. Ян Ван спросил его, как ему удалось накопить столько грехов на своей душе за то короткое время, что он был на земле. Ян заявил, что невиновен и не сделал ничего плохого. Ян Ван приказал принести свитки жизни Яна, где были прочитаны дата и время его грехов, а также кто пострадал, сколько умерло из-за эгоизма Яна. Яна осудил Владыка Смерти — появилась большая рука, схватившая его и затем раздавившая.

Нува и Фуси

Боги Древнего Китая

Нува и Фуси являлись божествами-матерью и отцом людей. Нува родилась в начале творения, исправив ошибки, сделанные вначале, чтобы все стало идеально. Построила себе дворец, ставший образцом китайской архитектуры., и жила там со своим другом и братом Фуси, оба изображались как люди-драконы с человеческими головами и телами драконов либо человеческими телами до пояса, драконьими ногами и хвостами.

Нува стал одиноким, но создал людей для компании из грязи Желтой реки. Она вдохнула в них жизнь, после чего они двигались и жили. Нува продолжала создавать все больше и больше людей, но это была утомительная работа, поэтому она создала брак, чтобы они могли воспроизводить себя. Люди жили, но ничего не знали, поэтому Фуси дал им дары огня, письма, того, как добывать пищу из моря, включая все другие навыки, понадобившиеся им для жизни. Он дал им дары музыки, культуры, гадания, чтобы они могли принимать правильные решения, зная, что их ждет в будущем.

Цайшэнь

Боги Древнего Китая

Цайшэнь, бог богатства, являлся одним из самых популярных богов древнего Китая и остается им до сих пор. Статуи Цайшена (также известного как Цай Шэнь) можно увидеть на предприятиях китайских торговцев по всему миру, включая китайские дома. Его статуя изображает богатого человека, сидящего в шелковом халате, держащего богатство обеими руками. Иногда его сопровождают двое служителей, несущих чаши с золотом.

Он был не только богом материального богатства, но и богатой жизни, означавшей счастливую семью \ надежную, процветающую, респектабельную работу. Цай Шэнь знаменит своей щедростью по отношению к своим последователям, но не был глупцом, поэтому никому не раздавал свое богатство. Людям приходилось доказывать, что они достойны его щедрости, усердно трудясь, регулярно молясь ему, благодарив его за дары. Храмы и святыни Цай Шэнь были, вероятно, самыми многочисленными в древнем Китае.

Чанг ‘е

Боги Древнего Китая

Чанъэ, ​​богиня луны, еще одна из самых популярных божеств древнего Китая, а также наиболее часто упоминаемое божество китайской поэзии и литературы. Чанъэ была супругой бога-лучника Хоу И, спасшего ее во время лунного затмения и благополучно вернувшего обратно. Чанъэ предала его, украв у него эликсир бессмертия, который ему дали боги, и побежала с ним по ночному небу, преследуемая Хоу И.

Чанъэ достигла луны, где превратилась в жабу, чтобы спрятаться от него, пока его гнев не пройдет. Преследовавшую Хоу И остановил заяц, который не пропустил его, пока он не успокоился и не пообещал, что не причинит ей вреда. Когда Хоу И достиг луны, Чанъэ оставалась жабой слишком долго, чтобы вернуться обратно, поэтому, когда кто-то смотрит на луну, он видит очертания жабы на ее поверхности.

Цзао-Шэнь

Цзао-Шэнь (Цао Шэнь, Цао Ван), также известный как Бог кухни, жил на кухне над плитой в каждом доме. Он представлялся бумажным изображением, сделанным самой престижной женщиной в доме, при этом, хранился в одном и том же месте в течение всего года. Цзао-Шэнь отвечал за счастье в доме и процветание семьи, но это зависело от их поведения и ценностей. Каждый месяц Цзао-Шэнь покидал дом, чтобы докладывать местным богам и духам о поведении семьи. Если люди вели себя хорошо, ему было сказано увеличить их богатство и счастье; если люди вели себя плохо, ему велели забрать богатство и счастье.

«Богатство» означало не только материальное богатство, но ещё комфорт \ благополучие, которые, кроме того, обеспечивались отражением злых духов. Когда он выходил из дома, чтобы доложить, семьи особенно беспокоились, потому что лишались домашнего защитника. По завершении лунного года, в канун Нового года, Цзао-Шэнь должен был уйти, чтобы доложить самому Шанти, включая всех вселенских богов о том, как семья вела себя весь год. Поэтому перед бумажной статуей зажигали больше благовоний, чем обычно, а его рот смазывали медом, чтобы только сладкие слова о семье передавались богам.

Перед ним делались подношения прекрасной еды и хорошего вина, чтобы поблагодарить его за защиту. Затем бумажную фигуру жгли, запуская петарды, чтобы ускорить его путь. На следующее утро, в первый день Нового года, делали новую бумажную статую, которую ставили ​​над плитой.

Ню Ланг и Чжи Ну

Боги Древнего Китая

Бог и богиня любви. Чжи Ну была богиней ткачества богов и дочерью Шанти. Каждый день она ткала прекрасные одежды, которые носили боги, смотрела на землю со своего места среди звезд, и ей хотелось посетить ее. Наконец, отец дал ей разрешение, Чжи Ну спустилась на землю, где оставила одежду на берегу ручья, а сама пошла купаться. Пастух по имени Ню Ланг увидел ее и влюбился, поэтому украл ее одежду, чтобы Чжи Ну не могла убежать от него. Когда Чжи Ну вышла из воды, стала возмущаться, что ее одежда исчезла, но когда Ню Ланг объяснил ей почему взял её одежду, она влюбилась в него.

Она полностью забыла о своем небесном доме, своих обязанностях божественного ткача и осталась на земле с Ню Лангом. Они были очень счастливы вместе, с каждым днем ​​все больше любя друг друга, поэтому у них было много детей. Однако Шанти стал недоволен, как другие боги, поэтому отправил солдат, чтобы вернуть Чжи Ну домой. Ню Ланг попытался последовать за ней, но Шанти бросил стену из звезд, преградившую ему путь; эти звезды известны на Земле, как Млечный Путь.

Ежегодно сороки летают с земли на Млечный Путь, образовывая мост, который они могут пересечь, чтобы провести друг с другом вечер, известный, как Седьмая ночь Седьмой Луны. Это стало очень популярной историей, на которую ссылаются писатели и поэты разных эпох истории Китая. Дама из знаменитого стихотворения, Песнь Вечной Скорби, ссылается на эту историю ближе к концу, когда она оказывается на острове в загробной жизни. Миф стал основой Фестиваля седьмой ночи седьмой луны, официально посвященного женскому искусству шитья и ткачества, но неофициально — ночью романтики. Чжи Ну — звезда Вега среди созвездия Лиры, а Ню Ланг — звезда Альтаир созвездия Аквилы, отделенная Млечным путем, за исключением одного раза каждый год.

Меншен

Меньшен, стражи дверей, известные как «Боги мирного сна», защищающие комнату, дом либо здание от злых духов и призраков, — возникли во времена ранней династии Тан (618-901 гг. н.э.). Император Тайцзун (годы правления 626-649 н.э.) трудно спал из-за кошмаров. Он проконсультировался с врачом, который обвинил в плохих сновидениях злых духов. Кошмары Тайцзуна были настолько реальны, что он думал, что люди на самом деле находились среди комнаты, пытаясь убить его, поэтому двое из его самых доверенных охранников стояли за дверью его комнаты, по одному с каждой стороны. Тайцзун стал лучше спать с охранниками снаружи, приказав нарисовать их изображения на дверном проеме.

Новости о раскрашенных солдатах Тайцзуна распространились, поэтому вскоре все больше людей рисовали стражей на своих дверях и комнатах. Эти изображения можно увидеть на многих зданиях и домах в Китае, включая другие страны. Частью празднования китайского Нового года является уборка и перекрашивание меншен на дверных проемах.

Пань Ку

Бог созидания Пань Ку (известный как Пан Гу, Пангу) изображен волосатым карликом с рогами. Когда-то во Вселенной была только тьма, а в ней росло космическое яйцо, сохранявшееся в тепле тысячи лет, пока оно не раскрылось и не появился Пань Ку. Он прорезал тьму, отделив инь из принципов ян; затем он превратил инь в землю, а ян сделал небом, раздвинув их друг от друга. Каждый день он стоял на земле, поднимая небо немного выше; каждый день он становился все выше и выше, пока не стал гигантом.

Затем Пань Ку начал добавлять в свое творение красивые детали, например, горы \ долины, которые он создал в соответствии с принципами инь и ян, чтобы все было сбалансировано. Он работал над своим творением тысячи лет, пока оно не стало идеальным, а затем умер. Его дыхание стало воздухом, а его кровь — реками и ручьями. Блохи с его тела убежали, превратившись в животных, а волосы на его теле превратились в леса из деревьев и кустов. Его левый глаз стал солнцем, а правый глаз — луной. Спустя много веков после его смерти, Нува появился, создав людей, а Фуси научил их выживать в мире, созданном Пань Ку. В другой версии мифа люди — это блохи, которые убегают от тела Пан Ку после его смерти.

Китайская мифология / БОГИ Древнего Китая

Культурологи со всего мира интересуются вопросом религий Китая, так как мало народов в своих мифах и легендах вели рассказы о сотнях разных Богов, как это делали китайцы. Они часто обожествляли художественные образы, веря, что те покровительствуют отдельным чувствам людей: любви, ненависти, тревоги, радости, надежды и т. д. Ну а некоторые китайские боги и вовсе имеют прямое влияние на ход исторических событий, если верить мифологии.

Другие боги и богини

Китайцы веками поклонялись этим богам, богиням и многим другим. Некоторые появились позже, чем другие, но все были важны для людей. Было много других известных богов, заслуживающих упоминания: Гуань Гун (Гуанди), бог войны, слывший великим воином и героем, обожествленным после его смерти; Сунь Укун, бог озорства, евший персики бессмертия и обманом заставивший богов дать ему вечную жизнь; Фу-Шэнь, бог счастья; Хоу-Цзи, бог проса \ зерна; Кайлушен, «Дух, расчищающий дороги», защитник от призраков \ злых духов; Шеджи, бог почвы \ зерна, бог плодородия урожая; Вен Чанг (Венди), бог литературы, покровитель ученых \ писателей, вел отчеты о том, насколько хорошо писатели использовали свои таланты при жизни; Ченг Хуан, «Бог стен и рва», защищавший стены \ ворота городов. Хотя поклонение этим богам объявлено вне закона как «суеверие», когда коммунистическая партия взяла под контроль китайское правительство (1949 год), люди продолжали поклоняться им частным порядком, даже до сих пор почитающиеся во многих домах по всему миру.

Боги Древнего Китая в мифологии