Gosudarstvennoe-ustrojstvo-Bolgarii
Государственное устройство. Болгария - унитарное государство. Основной административно-территориальной единицей является община. Общины входят в состав 8 областей (Бургасская, Варненская, Ловечская, Монтана, Пловдивская, Русенская, Софийская, Хасковская); статус области имеет и г.София.

Республика Болгария расположена в Юго-Восточной Европе на Балканском полуострове. По данным Национального статистического института за 2020 год, размер территории страны составляет 110 993 км², а население — 6 876 491 человек, по сравнению с 7 364 570 2019 года. Болгария — республика парламентской демократии. Читайте дальше на нашем сайте bungary.ru

Форма правления и государственное устройство Болгарии

С момента вступления Болгарии в ЕС (2007 г.) сектор образования претерпевает серьезную, широкомасштабную реформу, направленную на достижение согласованности с системами образования других европейских стран. Основная цель болгарских органов образования:

  • обеспечить адаптируемость образовательной системы к новым вызовам;
  • гарантировать устойчивое развитие системы, соответствуя европейским стандартам;
  • предоставить ценные, конкурентоспособные знания, навыки.

Рамками межкультурного взаимодействия качество образования, а также профессиональной подготовки является универсальной целью наряду с обеспечением равного доступа к образованию для всех детей, учащихся независимо от их пола, этнического, социального или религиозного происхождения.

Основная цель — способствовать творческому применению полученных знаний, независимому мышлению, развитию компетенций у детей, включая студентов. Подобные наборы навыков призваны помочь молодым людям достичь личностного социального роста во время динамических изменений, а также увеличения мобильности как внутри европейского сообщества, так во всем мире.

Усилия по обеспечению современного образования при сохранении национальных традиций, соблюдении европейских стандартов продолжаются. На национальном уровне цель такова, чтобы помочь студентам развить ценные, конкурентоспособные знания, профессиональные компетенции, необходимые рынку труда, включая возможности программ непрерывного обучения.

Gosudarstvennoe-ustrojstvo-Bolgarii
Государственное устройство. Болгария — унитарное государство. Основной административно-территориальной единицей является община. Общины составлют 8 областей (Бургасская, Варненская, Ловечская, Монтана, Пловдивская, Русенская, Софийская, Хасковская); статус области имеет г.София.

Высокое качество образования, профессиональной подготовки является одной из глобальных целей, гарантирующих равный доступ всем учащимся, независимо от их пола, возраста, этнической принадлежности либо религии. Основная цель — способствовать творческому применению полученных знаний, независимому мышлению, развитию ключевых компетенций. Все чаще адекватные возможности личной, профессиональной и социальной реализации предоставляются динамичными изменениями, увеличения мобильности не только рамками Европейского сообщества, но и во всем мире.

Внутренняя экономическая политика Болгарии — Экономические районы (районы планирования)

Осуществляя цели планирования, программирования, управления, обеспечения ресурсов, мониторинга, оценки регионального развития Республики Болгарии было введено несколько отдельных областей. Они разделены разными уровнями, соответствующими требованиям общей классификации территориальных единиц статистических целей, применяемой Европейским Союзом. Регионы Республики Болгария образуют два уровня: уровень 1, уровень 2.

Регионы уровня 1 (NUTS 1) не являются административно-территориальными единицами. Их территориальный ареал следующий:

  • Регион «Северная, Юго-Восточная Болгария», включая Северо-Западный регион, Северный Центральный регион, Северо-Восточный регион, Юго-Восточный регион.
  • Регион «Юго-Западная, Южная Центральная Болгария», включая Юго-Западный регион, Южный Центральный регион.
  • Регионы уровня 2 четко определены постановлением Совета министров Республики Болгарии, включаая 6 регионов территориального планирования. Каждый из регионов планирования охватывает территорию нескольких регионов страны. Декабрем 2007 года границы некоторых из этих регионов были изменены согласно требованиям Евростата для территориальных единиц рамками Европейского Союза, согласно которому минимум 800 тысяч, максимум 3 миллиона человек должны проживать в одном регионе.

Регионы уровня 2 (NUTS 2) не представляют собой административно-территориальные единицы, но имеют следующий территориальный диапазон:

  • Северо-западный регион, включающий регионы Видин, Враца, Ловеч, Монтана, Плевен.
  • Северный центральный регион, включающий районы Велико Тырново, Габрово, Разград, Русе, Силистра.
  • Северо-восточный регион, включающий области Варна, Добрич, Тырговиште, Шумен.
  • Юго-восточный регион, включающий регионы Бургас, Сливен, Стара Загора, Ямбол.
  • Юго-западный регион, включающий регионы Благоевград, Кюстендил, Перник, Софию, столицу Софии.
  • Южный центральный регион, включающий районы Кырджали, Пазарджик, Пловдив, Смолян, Хасково.

Политическая карта Болгарии

Экономическое развитие

Отмечая 1989 год, Республика Болгария взяла путь демократических преобразований, развития свободных рыночных отношений. Начальный период рынок характеризовался минимальным административным вмешательством, определенным регулированием, главным образом из-за отсутствия существующей практики, соответствующего данному конкретному моменту перехода. Таким образом, правительства переходных лет постепенно создавали нормативную базу, должную защищать интересы как общества, так экономических игроков.

Первые два года после вступления Болгарии в Европейский Союз / 2007-2008 / оказались успешными с точки зрения социально-экономического развития страны, принеся ряд положительных изменений, характеризуемых сравнительно высоким общим экономическим ростом ( более 5%), тенденцией к снижению безработицы, поддержания низкого индекса потребительских цен, высокого уровня, включая рост прямых зарубежных инвестиций, увеличения реальных доходов населения.

Такие положительные макроэкономические изменения оказались частично нивелированы усилением воздействия мирового экономического кризиса после 2009 года. Подобные эффекты связаны:

  • со снижением роста ВВП, постепенно набирающим отрицательный рост;
  • резко сократившимися прямыми иностранными инвестициями (ПИИ);
  • ростом уровня безработицы.
  • 2009-2010 гг. — процент безработных увеличился на 3,4 пункта до 10,2%, сопровождаясь снижением уровня занятости на 2,68 пункта до уровня 46,7%. Это соответствует уровню занятости 2006 года.

Данные за последние восемь лет показали сравнительно меньшую занятость среди населения возраста от 25-30 до 50-55 лет, считающееся «трудоспособным возрастом».

Последние годы данная тенденция сохраняется, а уровень занятости населения старше 50 лет остается ниже, чем у населения младших возрастных групп. Возрастная группа 50-55 лет определяется сравнительно большой долей выходящих на пенсию мужчин. Уровень занятости среди лиц старше 55 лет значительно снижается из-за массового выхода на пенсию женщин, достигших установленного законом пенсионного возраста.

Отметим: согласно 2012 году пенсионный возраст изменился, составив 63 года для женщин, 65 лет мужчинам.

Рост безработицы больше затрагивает мужчин (рост за последний год составил 3,9 процентных пункта), чем женщин (рост — 2,9 процентных пункта). Рост особенно заметен среди возрастных групп 15-24 — 25-34 лет, составляя соответственно 7% — 4,5%.

Социальная политика Болгарии

Болгария — самая бедная страна ЕвроСоюза, если принять во внимание ВВП на душу населения, рассчитанного паритетом покупательной способности. Хотя Республика Болгария сохраняет свою финансовую устойчивость благодаря строгим правилам, установленным Болгарским национальным банком, общий спад экономической активности привел к сокращению, определенному невыполнению доходной части государственного бюджета. Данная ситуация потребовала проведения ряда реформ, некоторых ограничительных мер государственного сектора.

Первоначально запланированные государственные средства на образование из государственного бюджета оказались сокращены, однако, принимая во внимание приоритетную роль образования во всех сферах социального развития, государство сохраняет размер поддержки на одного учащегося. Государственные расходы на образование 1999-2007 гг. Имеют тенденцию к снижению до 2001 г., достигнув 3,78%, за которым последовал короткий период роста 2004-2005 гг., показав уровень — 4,51%, 2008 г. — 4,61% ВВП страны.

Внимание! По данным Евростата, Болгария занимает одно из трех последних мест Европы по государственным расходам на образование сообразно процентам от ВВП.

Данная негативная картина частично компенсируется более высокими расходами государственных, а также частных учебных заведений, по данным EUROSTAT (2017), составляя 0,62% от ВВП. Относительно большой процент частных расходов на образование в Болгарии немного колеблется выше или ниже среднего показателя по 27 странам ЕС.

Последние новости из Болгарии

Последние новости из Болгарии. С кем закрываем границы?

Ваш бюджет в Болгарии. Стоимость услуг, аренды, продуктов.

После просмотра данного видео сможете легко сориентироваться, понять, сколько же денег Вам понадобиться на ежемесячные расходы?

Политическая и законодательная ситуация сферы образования

Конституция Республики Болгарии гарантирует право каждого гражданина Болгарии получить образование, а также академическую автономию высших школ. Право на образование, постоянное повышение квалификации также гарантируется Законом о национальном образовании (NEA), поскольку ограничения, включая определенные привилегии по признаку расы, национальности, пола, этнического, социального происхождения, религии, общественного положения не допускаются.

Органом управления и контроля над образованием является министр образования, молодежи и науки, своей деятельностью помогает специализированное управление министерства.

Взаимоотношения между субъектами и объектами системы образования регулируются следующими законами:

  • Закон о национальном образовании;
  • Закон об уровне образования, минимальном общем образовании, программе;
  • Закон о профессиональном образовании, обучении;
  • Закон о высшем образовании;
  • Закон о кредитах студентов, докторантов (только на болгарском языке);
  • Закон о развитии академического персонала Республики Болгарии;
  • Закон об академических степенях, академических званиях (только на болгарском языке);
  • Закон о продвижении научных исследований (только на болгарском языке).

Существует множество нормативных документов вторичного законодательства — правил, положений, инструкций, развивающих тексты законов, значительной степенью централизующих процессы школьной системы. Органы управления болгарской системы образования обеспечивают адаптацию системы к новым вызовам; устойчивое развитие, соответствующее европейским стандартам, их способности предоставлять высококачественные, совместимые знания, навыки.

Последние годы Болгария быстро развивает сектор неформальных образовательных услуг. Основные направления связаны с образованием взрослых, работой с малообеспеченными слоями населения, внеклассной деятельностью школьного учреждения. Согласно результатам исследований Национального статистического института, уровень участия населения от 25 до 64 лет как минимум одной формой ТОО значительно увеличился — с 16% (2003 г.) до 48,5% (2019 г.).

Подобное увеличение обусловлено множеством факторов, но наиболее важные связаны с общим экономическим ростом страны, изменениями отношения работодателя, людей трудоспособного возраста к образованию, обучению, активными действиями государственных учреждений, вступлением Болгарии в ЕС, внедрением многих Европейских программ, содержащих меры, а также образовательные мероприятия.

Сегодняшние вызовы, стоящие перед системой неформального образования, устанавливают правовое регулирование, возможности, варианты сертификации, признания накопленного опыта. Достижением такого контекста является создание специальности «Неформальное образование» педагогического факультета Софийского университета «Св. Kl. Охридский». Значительный практический опыт по созданию, развитию молодежной политики.

Текущие политические и социальные реформы — разработка политики

Данная глава представлена тематическим, а также хронологическим обзором национальных реформ, изменений среди политической жизни с 2013 года.

Глава описывает общую стратегию образования, ключевые цели всей системы образования. Рассматривает организацию процесса реформирования образования, кто является основными участниками процесса принятия решений.

Общая национальная стратегия образования — основные цели
За последние пару лет был принят стратегический документ, соответствующий требованиям европейских образовательных стандартов, растущим требованиям современной жизни. Среди основных целей:

  • Повышение общего качества образования;
  • Связь образовательных программ с реальными потребностями экономики;
  • Обеспечение равного доступа к образованию для людей всех социальных, экономических слоев общества;
  • Поддержание благоприятных условий практической реализации концепции непрерывного обучения;
  • Вовлечение молодежи во все аспекты разработки отраслевой политики;
  • Преобразование экономики Болгарии, имеющей серьезную основу — знания, инновации.

Болгария: как борьба за пляж привела к политическому кризису

Парламент страны собирается рассматривать вопрос о вотуме недоверия правительству.

Политический режим Болгарии

Президент: Румен РАДЕВ (с 22 января 2017 г.);
Независимый премьер-министр: Бойко БОРИСОВ (с 4 мая 2017 г.);
Даты следующих парламентских выборов — весна 2021 года.

Текущий политический режим Болгарии

После президентских выборов ноября 2016-го, Румен Радев от Социалистической партии пришел к власти (январь 2017-го). Правоцентристское правительство меньшинства во главе с организацией «Граждане за европейское развитие Болгарии» (GERB) подало в отставку после того, как его кандидат проиграл президентские выборы, призывая досрочные выборы (март 2017-го).

Проевропейский ГЕРБ выиграл большинство (пророссийская Болгарская социалистическая партия BSP заняла второе место), снова сформировав правящую коалицию (с United Patriots), определяющую следующие четыре года. Октябрь 2019-го — прошли местные выборы: хотя общая поддержка ГЕРБ снизилась, партии удалось завоевать большинство постов мэра провинциального уровня после второго тура, действующий кандидат в мэры Софии был переизбран.

Основные политические партии

Болгария имеет многопартийную систему, где ни одна партия, как правило, не имеет шансов прийти к власти в одиночку. Таким образом, политические партии работают друг с другом, формируя коалиционные правительства. Основными политическими партиями являются:

  • Граждане за европейское развитие Болгарии (ГЕРБ): правоцентристы, большую часть своей поддержки получают националисты, социалисты;
  • Болгарская социалистическая партия (БСП): левоцентристские, социалистические, получает поддержку сельских районов, возглавляет Коалицию за Болгарию;
  • Движение за права и свободы (ДПС): центристское, либеральное, сформированное турецким этническим меньшинством;
  • IMRO / Болгарское национальное движение: национализм, правый популизм; часть коалиционного правительства;
  • Воля: правоцентристы, болгарский национализм;
  • Атакующая коалиция (АТАКА): ультраправые, группа националистических партий, выступает против этнических меньшинств, выступает за укрепление связей с Россией;
  • Национальный фронт спасения Болгарии: правые, национализм.

Исполнительная власть

Президент является главой государства, непосредственно избирается сроком на 5 лет (возобновляемый один раз), то же, что для вице-президента. Он является главнокомандующим вооруженными силами, назначает премьер-министра, избираемого Национальным собранием.

Премьер-министр, как председатель Совета министров, обладает исполнительными полномочиями, одновременно являясь главой правительства. Кроме того, премьер-министр назначает Совет министров. Совет министров — главный орган исполнительной власти. Совет министров должен подать в отставку, если Национальное собрание вынесет вотум недоверия.

Законодательная власть

Болгария имеет однопалатный парламент (называемый Национальным собранием ), 240 членов которого избираются на 4 года всенародным голосованием. Политическая партия или коалиция должны получить минимум 4% голосов, чтобы войти в Национальное собрание.

Парламент отвечает за принятие законов, утверждение бюджета, планирование президентских выборов, выбор, увольнение премьер-министра, включая других министров, объявление войны, развертывание войск за пределами Болгарии, ратификацию международных договоров, различных соглашений.